БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 28 Фев 2019 16:50

Здоровье без проблем

В 2011 году компания «СофТраст», участник кластера информационных технологий Белгородской области, резидент регионального технопарка, внедрила электронную регистратуру по всей области, а затем масштабировала свой проект на другие регионы. Это позволило повысить доступность медицинской помощи и прозрачность обслуживания пациентов. Чтобы понимать, как работает компания, нужно знать, какие были предпосылки к ее созданию, и с чем пришлось столкнуться ее основателям. Подробно обо всех этапах рассказал управляющий партнер ООО «СофТраст» Владимир Варфоломеев.

Идея стать предпринимателем возникла более 20 лет назад, в 1996 году, когда появился первый ребенок. Собственное дело было не способом самореализации, а потребностью зарабатывать больше, чем могла предложить в то время работа программиста.

После окончания в 1992 году Харьковского института радиоэлектроники по специальности «Прикладная математика» пришел на работу программистом в Шебекинский районный узел связи. Занимался разработкой биллинговых систем. В 1996 году зарегистрировал ИП, а затем — компанию, которая занималась далекими от программирования вещами – полиграфией и дизайном. Совмещал постоянную работу программистом с бизнесом. Уже тогда сделал вывод — предпринимательством нельзя заниматься факультативно. Совмещение с основной работой неизбежно приводит к трениям с руководством и партнерами по бизнесу.

В начале 1999 года получил предложение на должность начальника отдела компьютерного обеспечения в ОАО «Белгородоблгаз». В это время, выполняя проект автоматизации бухгалтерского учета газового хозяйства Белгородской области, познакомился с компанией разработчиков из бывшего НИИ «Опыт» во главе с нынешними партнерами — Евгением Марковым и Андреем Новиковым. Через полтора года работы на новом месте предложил руководству выделить команду программистов в самостоятельную компанию — ООО «БелИнфоГаз» (теперь — «БИГ»), к которой присоединились мои партнеры вместе с группой программистов.

Задачи новой компании были традиционными – абонентский учет, начисление платы за пользование газом, учет показаний счетчиков. Чуть позже начались уже серьезные задачи: гидравлические расчеты трубопроводов и прогнозирование газопотребления. Системы, созданные нами, стали основой для систем абонентского учета всей страны.

Оплата через штрих-код

Поработав несколько лет, поняли, что необходимо выходить из узкоспециализированной ниши — решили попробовать свои силы в создании решений для всей отрасли ЖКХ. В 2003 году мы инициировали создание ОАО «Региональный рассчетно-кассовый центр», первым руководителем которого стал мой старший брат Михаил Варфоломеев. Уже в 2004 году в Белгороде появились единые квитанции для оплаты коммунальных услуг. Для сравнения, в некоторых городах людям до сих пор приносят отдельные платежки от разных служб.

В то время были определенные проблемы с сетями связи, а расчет начислений был нетривиальным ввиду множества льгот. При отсутствии возможности работы платежного пункта с центральной базой данных, необходимо было обеспечить надежный способ передать в такой пункт сведения о льготах плательщика для правильного расчета начислений по счетчикам. Решением проблемы стала печать на квитанции двумерного штрих-кода, содержащего сведения о плательщике, нормативных начислениях, последних показаниях счетчиков и льготах. Это было невероятно удобно – кассирам не нужно было вручную высчитывать, какую сумму должен был заплатить человек, достаточно ввести показания счетчиков и просканировать штрих-код на квитанции, и сумма итогового платежа автоматически уменьшалась на сумму льгот. Сейчас ситуация другая – люди полностью оплачивают платежки, а затем предъявляют квитанции для компенсации.

Первые шаги в новой отрасли

В 2004 году монетизировали льготы, у здравоохранения появились деньги на льготные лекарства. Фармкомпании, поставлявшие льготные лекарства, столкнулись с необходимостью оптимизации процессов выдачи препаратов по специальным рецептам. Возникла потребность в организации контроля над всем процессом: от выписки рецепта до его обслуживания в аптеке и расчетов государства с поставщиками. Ситуация отягощалась все теми же проблемами со связью в аптечных пунктах.

Именно для решения этих проблем в начале 2005 года была зарегистрирована компания «СофТраст». Имея опыт в ЖКХ, компанией был разработан регламент учета льготных рецептов, предложено применение на рецепте двумерного штрих-кода и законодательно инициирован отказ от применения типографских бланков, что позволило печатать рецепты на принтере, экономя массу средств. Уже в августе 2005 года разработанное компанией программное обеспечение прошло пилотные испытания в Белгороде и Астрахани, а в конце года регламент информационного взаимодействия в сфере дополнительного льготного лекарственного обеспечения, разработанный компанией, был утвержден Правлением Федерального фонда ОМС и министром здравоохранения и социального развития РФ Михаилом Зурабовым (возглавлял министерство в 2004-2007 годах) в качестве стандарта для всей страны. На одной из выставок в Самаре система была представлена вице-премьеру Дмитрию Медведеву и получила высокую оценку. К концу 2006 года наша система работала в 33 регионах России, а в 7 регионах функционировали филиалы нашей компании.

Чуть позже мы сделали еще один предпринимательский вывод: филиалы — зло. Филиал хорош, пока есть гарантированный заказ. На свободном рынке филиалы превращаются в нахлебников головной компании. Оптимальное решение для территориального расширения в нашей сфере бизнеса – местные партнерские компании.

К концу 2007 года рынок льготного лекарственного обеспечения устоялся, и мы стали искать новые ниши, а поскольку уже произошло погружение в новую предметную область, то выбор был очевиден — автоматизация здравоохранения.

Решение проблем

У здравоохранения всегда были болевые точки – очереди пациентов, которые появлялись чуть ли не с 5 часов утра. Для ликвидации этой проблемы мы предложили автоматизировать регистратуры и применить инфоматы, где пациенты могли самостоятельно записаться на прием. Начали с 4-й поликлиники Белгорода.

В России инфоматов на тот момент не было вообще, даже слово «инфомат» практически не применялось. Идея появилась, когда в Белгороде стали распространяться терминалы «Киви». Мы адаптировали подобный агрегат под нужды пациентов, сделали запись на прием практичной и не требующей много времени. Чтобы пациенту не приходилось тратить время на набор своих идентификационных данных, мы выпустили карточки пациентов с наклеенными стикерами двумерного штрих-кода.

Большие шаги

В 2007 году мы вплотную приступили к созданию медицинских информационных систем. Нашу идею электронной регистратуры презентовали в конце 2007 года премьер-министру РФ Виктор Зубкову. В 2009 году мы получили заказ Министерства здравоохранения на разработку программного комплекса «Центр здоровья», который уже через полгода работал во всех субъектах РФ. К 2010 году в нашем багаже была комплексная медицинская информационная система «ТрастМед» и мы были на пороге грандиозного успеха — заключения контракта на автоматизацию 77 медицинских учреждений Москвы, стоимость контракта составляла 50 млн рублей, что по тем временем было огромными деньгами. Но мы их не получили. Снятие с поста мэра Москвы Юрия Лужкова приостановило автоматизацию здравоохранения Москвы более чем на 3 года.

C 2010 года начался проект модернизации здравоохранения, правительство выделило деньги регионам на решение проблем с доступностью медицинской помощи — внедрение электронных регистратур в регионах и создание федеральной электронной регистратуры. Имея опыт реализации и опору в регионах, мы рассчитывали на 10-15 процентов рынка, но вмешались очень крупные конкуренты — «Ростелеком» и «Ростех». «Ростелеком» выиграл у нас конкурс на создание федеральной электронной регистратуры, предложив цену в 1 рубль. В итоге нам досталось лишь 7 процентов рынка в виде 6 регионов РФ. Чуть позже компании-конкуренты, «захватившие» рынок на старте, стали терять регионы, и мы теперь добавляем себе в карту новые области. За последний год к нам перешли Орловская и Владимирская область.

Своя ниша

С 2013 по 2018 года федеральные деньги практически закончились, а региональные позволяли выжить только тем компаниям, у которых в активе было несколько регионов. Этот фактор в разы сократил число IT-компаний, которые работали в медицине – из 800 компаний на старте в 2010 году сейчас на плаву осталось около 200, а реально за рынок конкурируют примерно 10.

Вывод из этого можно выразить словами Черчиля: «Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать».

Среди регионов, которые комплексно применяют наши продукты, кроме Белгородской области – Московская, Орловская, Владимирская, Омская, Амурская области, а также республика Саха (Якутия). В Карелии применяются наши решения для льготного лекарственного обеспечения, в Великом Новгороде и Иваново – для территориальных фондов ОМС.

На горизонте новый проект – цифровизация здравоохранения. По сути, это продолжение национального проекта «Здоровье» и проекта модернизации здравоохранения, но уже более погруженное в детали и тонкости медицины. Применение клинических рекомендаций, рабочие места врачей, системы принятия решений, искусственный интеллект – все это ждет нашу сферу здравоохранения уже в ближайшее время.

Хорошее время присоединиться к нашей команде молодым специалистам, которые, работая в компании, с полным правом могут сказать, что они работают на благо всех людей.

Большая команда

Фирме из 100 человек недостаточно работать только в Белгороде, нужны новые регионы. Наша область может обеспечить бюджет, которого будет достаточно для компании в 30 сотрудников. У нас сейчас 120 сотрудников и 7 регионов, в которых мы работаем – это позволяет относительно стабильно жить и иметь некоторый горизонт планирования.

Думаю, что за год мы сможем расшириться в полтора раза. Сейчас половина компании — это разработчики программного обеспечения. Внедрение и сопровождение наших продуктов контролирует ООО «Открытая медицина», сотрудники которой обеспечиваю линию техподдержки и чаще находятся в командировках, чем дома.

Компания «БИГ» продолжает выполнять интеграционные проекты и автоматизировать производственный учета. Сейчас повысился спрос на внедрение решений класса ERP и заказов в этом направлении больше, чем мы успеваем сделать. В основном, это работа над крупными производственными проектами в таких компаниях как кондитерская фабрика «Белогорье», «Белвино», «Ависто», «Белгороддорстрой», «Новые технологии» и др.

 Open space vs кабинет

Несомненно, для руководства open space — отличный вариант в плане коммуникаций и контроля, но для сотрудников он может быть и негативным и плохо влиять на психологический климат в компании. Другой вариант расположения — обычная кабинетная система — является неэффективной, так как забирает много места – коридоры и двери отнимают часть пространства.

Сейчас у нас офисы разных планировок – 3 больших open space, а также обычные кабинеты, административный блок. Есть своя кухня, зона отдыха и спортивный уголок. Но работой и общением в офисе мы не ограничиваемся – периодически выбираемся на базы отдыха и корпоративные мероприятия – без хорошего отдыха тяжело работать.


Сотрудники «СофТраста» поделились впечатлениями и рассказали, чем нравится им работа в компании.

 

 Я работаю в компании с 2006 года. В мои обязанности входит сопровождение всех аптечных систем Белгорода и других регионов. Занимаюсь установкой, настройкой систем, обучением людей в медучреждениях. Работа проходит с большим количеством людей - много общаюсь с клиентами, со многими поддерживаем связь. У компании много клиентов в других регионах, поэттому часто ездим в командировки, особенно в последнее время - я побывал в Орле, Томске, Владимире и Москве.

Александр Кичигин,
Ведущий инженер «СофТраст»

 

В компании я занимаюсь внедрением продуктов и обучением персонала. Нравится, что руководство заботится о своих сотрудниках и развивает корпоративную культуру в компании. Работа интересная, каждый раз появляются новые продукты и новые регионы - это позволяет постоянно развиваться как специалисту. Считаю, что наша область - одна из самых развитых в стране по внедрению технологий в сферу здравоохранения. 

Андрей Андриленко,
Ведущий инженер «СофТраст»

 

Работаю в СофТрасте с момента основания компании, то есть с 2005 года. Сейчас я развиваю мобильное приложение для записи пациентов на прием к врачу. Нравится прежде всего то, что есть результат, который приносит людям пользу. Приятно, когда ты делаешь что-то нужное и полезное для всех окружающих. 

Сергей Коржов,
Ведущий разработчик «СофТраст»

 

 

Источник: http://belitcluster.ru/news/health-without-problems/


Дата последнего изменения: 04 Мар 2019 11:06